Главная / Закон Украины "О защите прав потребителей"

Закон Украины "О защите прав потребителей" регулирует отношения между потребителями товаров и услуг и производителями, исполнителями, продавцами, устанавливает права потребителей и определяет механизм реализации государственной защиты их прав.

Потребителем, права которого защищаются на основании Закона Украины “О защите прав потребителей” (далее Закон), является только гражданин (физическое лицо), который приобретает, заказывает, использует или имеет намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для собственных бытовых нужд. Закон регулирует отношения потребителя с предприятием, учреждением, организацией и гражданином-предпринимателем, которые изготавливают или продают товары, выполняют работы или предоставляют услуги, независимо от форм собственности и организационных форм предпринимательства. На отношения по изготовлению и продаже товаров, выполнению работ или предоставлению услуг гражданином, который не является предпринимателем, а также в случае приобретения товаров, пользования услугами гражданином только для предпринимательской деятельности или предприятиями, учреждениями, организациями действие этого Закона не распространяется. Таким образом, потребитель только физическое лицо, не юридическое лицо и не гражданин-предприниматель.

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Определение терминов
Статья 2. Законодательство о защите прав потребителей
Статья 3. Международные договоры

Раздел 2. Права потребителей и их защита

Статья 4. Права и обязанности потребителей
Статья 5. Защита прав потребителей
Статья 6. Право потребителя на надлежащее качество продукции
Статья 7. Гарантийные обязательства
Статья 8. Права потребителя в случае приобретения им товара ненадлежащего качества
Статья 9. Права потребителя при приобретении товара надлежащего качества
Статья 10. Права потребителя в случае нарушения условий договора о выполнении работ (предоставлении услуг)
Статья 11. Права потребителя в случае приобретения им продукции в кредит
Статья 12. Права потребителя в случае заключения договора вне торговых или офисных помещений
Статья 13. Право потребителя в случае заключения договора на расстоянии
Статья 14. Право потребителя на безопасность продукции (товаров, результаты работ)
Статья 15. Право потребителя на информацию о продукции
Статья 16. Имущественная ответственность за вред, причиненный дефектной продукцией или продукцией ненадлежащего качества
Статья 17. Права потребителя в сфере торгового и других видов обслуживания
Статья 18. Признание недействительными условий договоров, которые ограничивают права потребителя
Статья 19. Запрет нечестной предпринимательской практики
Статья 20. Правила торгового, бытового и других видов обслуживания
Статья 21. Нарушение прав потребителей
Статья 22. Судебная защита прав потребителей
Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей

Раздел 3. Общественные организации потребителей (объединения потребителей)

Статья 24. Общественные организации потребителей (объединения потребителей)
Статья 25. Права общественных организаций потребителей (объединений потребителей)

Раздел 4. Деятельность органов власти в сфере защиты прав потребителей

Статья 26. Полномочия специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере защиты прав и интересов потребителей и его территориальных органов
Статья 27. Полномочия других органов исполнительной власти по защите прав потребителей
Статья 28. Полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей
Статья 29. Обязанности и ответственность служебных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих защиту прав потребителей
Статья 30. Рассмотрение жалоб на решения органов исполнительной власти, осуществляющих защиту прав потребителей, их служебных лиц, а также на действия таких лиц
Статья 31. Отношения органов исполнительной власти, осуществляющих защиту прав потребителей, с правоохранительными органами
Статья 32. Правовая защита служебных лиц специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и его территориальных органов

Раздел 5. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

Положение первого предложения пункта 3 части первой статьи 26 в части оплаты стоимости образцов и проведенных исследований (экспертизы) за счет средств государственного бюджета вступает в силу с 1 января 2007 года. До этой даты указанная оплата осуществляется за счет проверяемых субъектов хозяйствования.

2. До приведения в соответствие с настоящим Законом другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

3. Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:

подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведению других законов в соответствие с настоящим Законом;

в соответствии со своей компетенцией обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом;

привести собственные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить просмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону».

Президент Украины В. Ющенко

г. Киев